• VTEM Image Show

“Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного” (Матф.5:16).

vtem news box

История символа веры 

В июле 1905 года в Лондоне состоялся первый всемирный конгресс баптистов. Для участия в конгрессе приехали представители из 23 стран мира. Собрались с…
vtem news box

Обзор символа веры 

Апостольский символ веры состоит из 12 членов, которые можно разделить на три основные группы.  I. О Боге Отце - первый член.  II. О Б…
vtem news box

Писание и символ веры 

Милосердный Господь даровал людям Священное Писание - Слово Божие, особое Божие откровение человеку. "Все Писание богодухновенно и полезно для научени…

14f2613c8307ef97f03ecd2ae6dАпостольский символ веры состоит из 12 членов, которые можно разделить на три основные группы. 

I. О Боге Отце - первый член. 

II. О Божием Сыне - следующие шесть членов. 

III. О Духе Святом, Его деяниях в Церкви и о четырех основных благословениях спасенных - пять последних членов. 

Первые слова этого вероисповедания по латыни гласят: "Кредо ин Деум", что значит: "Я верую в Бога, я уповаю на Него, возлагаю всю надежду на Бога". 

Вера - это не просто знание о Боге, а познание Бога, принятие Его и повиновение Ему. Эта вера изменяет человека, его жизнь и вводит в общение с Богом на веки веков. 

"Кто будет веровать и креститься, спасен будет", - завещал наш Спаситель и Господь Иисус Христос - Мр. 16, 16. Вера должна основываться только на Слове Божием и возрастать от него; ибо "вера от слышания, а слышание от Слова Божия". Все заблуждения происходят от незнания Слова Божия - Мф. 22, 29. 

В Апостольском символе веры три раза повторяется слово "верую", подчеркивая тем самым личный характер веры. Невозможно спастись верою крестных или плотских родителей или верою предстоятелей. "Слушающий Слово Мое и верующий в Пославшего Меня, имеет жизнь вечную", - сказал наш Господь - Ин. 5, 24. 

Апостол Павел восклицает: "Я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой..." - 2. Тим. 1, 12. 

Все Священное Писание убеждает нас, что только личною верою в Бога, верою от всего сердца, убеждением и упованием на Него спасается человек. Это мы видим на примере покаявшейся грешницы, которой Христос сказал: "Вера твоя спасла тебя; иди с миром" - Лк. 7, 50. Эти же слова Христос сказал также и многим другим - Лк. 8Г 48; 17, 19; 18, 42. 

Живая вера в Бога - это дар свыше. Истинная вера включает в себя познание, принятие и повиновение Триединому Богу. 

Апостольский символ веры выражает исповедание веры в Триединого Бога. 

Первым откровением Бога о Себе Самом в Священном Писании является указание на множественность лиц Божества. 

Еврейское слово "Элоим" - что значит Бог - является формой множественного числа. Именно эта форма встречается в первой главе книги Бытие и наиболее часто употребляется во всем Ветхом Завете. Слова "Эл" и "Элог" как форма единственного числа для выражения слова "Бог" встречаются в Библии гораздо реже. Местоимения для обозначения Бога иногда имеют форму единственного, а иногда - множественного числа. Это указывает, что Бог един, но троичен (множествен). В 1 главе книги Бытие (1 - 3 и 26 стихи) мы видим Бога Отца, Слово и Духа Святого. Вот еще некоторые свидетельства Ветхого Завета о троичности Бога: "Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его" - Ис. 48, 16; "Вот Отрок Мой, Которого Я держу за руку... Положу Дух Мой на Него и возвестит народам суд" - Ис. 42, 1 - 2. "Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим" - Ис. 6, И, - так свидетельствовал о Себе Иисус Христос в Назаретской синагоге - Лк. 4, 17 - 21. 

Имеется множество других свидетельств Ветхого Завета о триединстве Бога. 

Наряду с этим Священное Писание особенно подчеркивает, что Бог один и един. 

"Слушай, Израиль: Господь... един есть" - Вт. 6, 4; Ис. 44, 6 - 8; 45, 5; Ин. 17, И; 2 Иак. 2, 19; 1 Тим. 2, 5; Иуд. 25; 1 Кор. 8, 4; 1. 

В Новом Завете триединство Бога выражено еще более ясно. 

Еще до рождения Иисуса Христа ангел возвестил Деве Марии, что Рожденный от нее наречется Сыном Всевышнего: "Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" - Л к. 1, 32 - 35. Все книги Нового Завета свидетельствуют о триедином Боге. Особенно ярко это выражено в описании крещения Иисуса Христа - Мф. 3, 16 - 17. Триединство Бога показывают свидетельства Иисуса Христа о Боге Отце, о Себе и о Духе Святом. Спаситель говорил: "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек" - Ин. 14, 16. Перед Своим вознесением Господь дал Своим последователям повеление учить людей истине, "крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" - Мф. 28, 19. 

В посланиях хорошо выражено учение о Божественной Троице, например: "Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух, и Сии три суть едино" - 1 Ин. 5, 7. И еще: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами" - 2 Кор. 13, 13. 

Учение о триединстве Бога - основная тема в откровении Священного Писания. Однако это учение превышает наше ограниченное разумение. Нет слов, чтобы в полноте выразить триединство Бога. 

Но нужно подчеркнуть, что каждое лицо Божественной Троицы есть Бог в полноте. Бог един в трех лицах. Причем каждое не является отдельной индивидуальностью. Три проявления божественной сущности происходят в пределах одного Божественного Существа. Бог един по Своей сути - 1 Ин., 4, 8; Ин. 17, 21. 

Три лица (ипостаси) Святой Троицы - Один Бог. Триединый Бог - совершенное единство в любви - 1 Ин. 4, 8. 

Первый член Апостольского символа веры гласит: "Верую в Бога Отца, всемогущего Творца неба и земли"

Библия открывает нам Бога как наивысшую Личность со всею полнотою совершенства. Как Личность Бог имеет совершеннейшие разум, волю и чувства. Он открылся людям как живой и всемогущий, премудрый Творец (Элогим), вечно, неизменно Сущий и дарующий жизнь (Иегова), всевышний Господь (Адонай), Владыка невидимого небесного мира и всего творения (Саваоф). 

Новый Завет говорит нам о сущности Бога такими словами: "Бог есть дух" - Ин. 4, 24; "Бог есть свет" - 1 Ин. 1, 5; "Бог есть любовь" - 1 Ин. 4, 16; "Бог наш есть огонь поядающий" - Евр. 12, 29. 

Божий совершенства дивны и преславны. Вот некоторые свидетельства Священного Писания о совершенствах Бога. 

"Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех..." - Исх. 34, 6 - 7. 

"Он твердыня, совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен" - Вт. 32, 4. 

"Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю; и никто не избавит от руки Моей... живу Я во век!" - Вт. 32, 39 - 40. 

"Я первый, и Я последний, и кроме Меня нет Бога" - Ис. 44, 6. 

"Я Господь, и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это... Я создал землю и сотворил на ней человека; Я - Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я..." - Ис. 45, 6 - 7, 12. 

"Блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная!" - 1 Тим. 6, 15 - 16. 

"Царю же веков, нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков" - 1 Тим. 1, 17. 

Какая бесконечная совокупность великих совершенств сочетается в Боге! Каждое Божие совершенство восхищает и приводит к поклонению Богу. 

Бог Отец является Отцом Иисуса Христа, единородного Сына Божия, нашего Господа: "Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя" и еще: "Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном" - Евр. 1, 5. Но это не значит, что было время, когда Сына Божия не было. "В начале было Слово..." - Ин. 1, 1. "И Он есть прежде всего. И все Им стоит" - Кол. 1, 17. Иисус Христос часто называл Бога Своим Отцом (в Евангелии от Иоанна более 100 раз) "Я исшел от Отца... и иду к Отцу" - Ин. 16, 28. 

Евангелист Иоанн свидетельствует: "Мы видели славу Его как Единородного от Отца... Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" - Ин. 1, 14 - 18. 

Бог Отец является Отцом всего человечества. "Не один ли у всех нас Отец?, не один ли Бог сотворил нас?" "Мы Его и род" - Мал. 2, 10; Деян. 17, 28. Бог есть Отец всех людей, Творец и Податель всех благ, Помощник и Судия - Мф. 5, 45; От 20, И - 14. Но человек, подобно блудному сыну, отверг и оставил своего Творца, своего Небесного Отца. 

Бог Отец является Отцом верующих во Христа, составляющих Церковь, через возрождение, усыновление. Об этом говорится в Евангелии: "Верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими, которые... от Бога родились" - Ин. 1, 12 - 13. "Возлюбленные! Мы теперь дети Божий..." - 1 Ин. 3, 2. 

Всемогущий Бог совершен в Своей силе. Это совершенство представляет нам Бога как независимую всевышнюю Личность, сотворившую и направляющую все по Своей воле. "Я Бог Всемогущий...", "...есть ли что невозможное для Меня" - Быт. 17, 1; Иер. 32, 27. О Его совершенном всемогуществе вещает все творение. 

Все сотворено Богом и повинуется Ему: природа - "запретит Он морю - и оно высыхает и все реки иссякают" - Наум. 1, 4; человечество - "Един Законодатель и Судия могущий спасти и погубить" - Иак. 4, 12; Ангелы - "Не все ли они суть служебные духи, посланные на служение...?" - Евр. 1, 14. 

Все совершенные атрибуты Бога тесно связаны между собой и вытекают из Его сущности. Этими свойствами Бога, связанными с Его всемогуществом, являются: независимость, вечность, неизменность, вездесущность, всеведение, премудрость, праведность, справедливость, святость, животворность, милосердие, любовь и другие. Бог - единственная и непостижимая в Своих совершенствах Личность. "По воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: "Что Ты сделал?" - Дан. 4, 32. 

"Творец неба и земли" - этих заключительных слов первого члена Апостольского символа не было в наиболее ранних символах веры, но они были добавлены потом для утверждения истины, что Отцом нашего Господа Иисуса Христа и Творцом мироздания является Один и Тот же Бог. 

Библия многократно утверждает Божий акт творения: "В начале сотворил Бог небо и землю" - Быт. 1, 1; "В начале Ты основал землю, и небеса - дело рук Твоих" - Пс. 101, 26; "Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено" - От. 4, 11. 

Три лица Единой Святой Троицы участвовали в творении. Все планы Божества исходят от Бога Отца, осуществляются через Сына Божия (Слово) и оживотворяются Духом Святым. Бог - Создатель Вселенной - выражает Свои мысли в Слове и в Духе Святом оживотворяет творение. "У нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им" - 1 Кор. 8, 6. 

Второй член Апостольского символа веры сформулирован так: "Верую в Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, Господа нашего"

Иисус - это имя нашего Господа на греческом языке. На еврейском языке это имя звучит Иешуа, что значит Господь Спаситель. "Наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их" - Мф. 1, 21. Это имя было дано нашему Господу на 8-й день после Его рождения - Л к. 2, 21. 

Христос - греческое слово - указывает на миссию нашего Господа, а на еврейском языке эквивалентным является "Мессия", что означает "Помазанный". 

"Мы нашли Мессию, что значит "Христос" - Ин. 1, 41. "Ты - Христос", - исповедует апостол Петр - Мф. 16. 16. Таким образом, имя Иисус Христос означает Господь Спаситель, Помазанник Божий. 

Среди иудеев совершалось помазание на три великих служения: пророка - например, Елисей - 3 Цар. 19, 16; священника - например, Аарон - Лев, 8, 12; царя - например, Давид - 1 Цар. 16, 13. 

Все эти три служения объединены в личности Иисуса Христа (Мессии), о чем свидетельствует Священное Писание: "Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему" - Вт. 18, 15; Деян. 3, 22; 7, 37; "Сей есть Иисус, Пророк из Назарета" - Мф. 21, 11; "Во внутреннейшее за завесу вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека" - Евр. 6, 20. "И будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца" - Л к. 1, 33. 

Единородный Сын Божий. Единственный (греч. - моногени; лат. - уникус). Это слово показывает, что Христос является Сыном Божиим в особом смысле. 

Ангелы называются сынами Божиими через их сотворение - Иов. 38, 7. 

Мы также названы "сынами Божиими" через сотворение и усыновление по вере - Гал. 3, 26. 

Иисус Христос является Сыном Божиим от начала начал. "Ибо кому когда из ангелов сказал Бог: "Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: "Я буду Ему Отцом, и Он будет мне Сыном" - Евр. 1, 5. "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" - Ин. 3, 16. 

Никто другой не назван Единородным Сыном Божиим. Иисус Христос всегда был, есть и будет Богом. Отец Небесный называет Сына Своего Богом: "А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века" - Евр. 1, 8. В Ветхом Завете имя "Адонай" - "Господь", по мнению большинства богословов, относится часто к Сыну Божию. О Его воплощении сказано пророчески, что придет "Бог крепкий, Отец вечности... Эммануил, что значит с нами Бог" - Ис. 9, 6; Лк. 1, 23. 

В Иисуса Христа как Бога уверовали апостолы и возвещали об этом говоря: "Господь мой и Бог мой" - Ин. 20, 28; "...да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная" - 1 Ин. 5, 20; "Христос... сущий над всем Бог, благословенный во веки" - Рим. 9, 5. "И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти..." - 1 Тим. 3, 16. "Ожидая... явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа" - Тит. 2, 13. 

Многообразно и сильно утверждали апостолы божественное величие Иисуса Христа. Они были свидетелями Его жизни на земле, когда Он был уничижен, страдал и умер на кресте посреди разбойников. Но они величали и поклонялись Ему как Богу. 

Иисус Христос имеет божественные совершенства (атрибуты), свидетельствующие, что он Бог. Он вечен, всемогущ, неизменен, всеведущ, вездесущ, сотворивший все и держащий все силою Своей, животворящий, милосердный, прощающий. Он есть свет, истина, воскресение. Он Господь и Спаситель всех людей. 

Господь. Это имя Иисуса Христа было провозглашено ангелом на полях Вифлеема: "Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь" - Л к. 2, 11. В других местах Священного Писания сказано, что Он есть "Царь царей и Господь господствующих" - От. 19, 16; что "дана Ему... всякая власть на небе и на земле" - Мф. 28, 18. 

Мы исповедуем в Иисусе Христе Господа, божественного Владыку,. Вседержителя, Которому принадлежит вся власть на небе и на земле. Исповедуя Иисуса Христа Господом, мы предоставляем Ему первое место во всем и повинуемся Ему как добровольные слуги и рабы Его, служащие Ему из благодарности. 

Третий член Апостольского символа веры: "Который зачат от Святого Духа, Который рожден от Девы Марии"

Это выражение определяет божественную и человеческую сущность Иисуса Христа, родившегося в Вифлееме. Ангел Гавриил возвестил Деве Марии: "Дух Святой найдет на тебя и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое святое наречется Сыном Божиим" - Лк. 1, 35. Апостол Павел восклицает: "Великая благочестия тайна, Бог явился во плоти". Воплощение совершилось посредством принятия Предвечным Богом человеческой природы. При этом сущность Сына Божия не изменилась. Христос вечен и неизменен в Своей сущности, ибо Он "вчера, и сегодня, и во веки Тот же". 

Один богослов писал: "Три фактора необходимо иметь в виду для. полного понимания личности Христа: 

- истинную Божественность; 

- совершенную человеческую природу; 

- соединение Бога и человека в одном лице, но не смешивание этих природ. 

Там, где отсутствует один из этих факторов, учение должно быть признано ошибочным". 

Иисус родился от Духа Святого и Девы: Сын Божий стал Сыном Человеческим, стал Богочеловеком - Мф. 26, 63. 

Человеческая природа открывается в именах Иисуса Христа, в Его телесной, душевной и духовной активности как и свидетельствует об этом Священное Писание. 

"Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости" - Лк. 2, 40, 46. "Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков" - Лк. 2, 52. "Иисус, когда увидел ее плачущую... Сам восскорбел духом и возмутился... Иисус прослезился" - Ин. 11:33, 35. "Видя толпы народа, Он сжалился" - Мф. 9, 36. "Говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною" - Мф. 26, 38; "Он взошел на гору помолиться" - Мф. 14, 23. 

Приведенные места Писания свидетельствуют, что Иисус Христос был Сыном Человеческим не только потому, что Он имел человеческое тело, но и потому, что Он испытывал чувства, свойственные людям. Он сострадал больным и униженным, скорбел душой, возмущался и плакал. Вся Его жизнь на земле свидетельствовала, что Сын Божий стал Сыном Человеческим. Его страдания и смерть также подтверждают это. 

Четвертый член Апостольского символа веры: "Который пострадал при Понтии Пилате, был распят, умер и погребен"

Иисус Христос был предан, ложно обвинен, уничижен, осмеян, избит, преступно осужден на крестную смерть. Он страдал телом и душою. 

Телесные страдания были тяжки и унизительны; "Плевали Ему в лицо и заушали Его, другие же ударяли Его по ланитам и говорили: "прореки нам, Христос, кто ударил Тебя? - Мф. 26, 67 - 68. "И сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь перед Ним на колени, насмехались над Ним... и плевали на Него, и, взявши трость, били Его по голове" - Мф. 27, 29 - 30. 

Страдания души были непостижимо глубоки: "Душа Моя теперь возмутилась..." - Ин. 12, 27. "Душа Моя скорбит смертельно..." - Мф. 26, 38. "Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" - Мф. 27, 46. 

Доктор богословия Шедд писал: "Страдания Богочеловека были поистине бесконечны. Богочеловек страдал в Своей человеческой природе, как Человек. Но по причине соединения Божества с человеческой природой Его мучения были особенно велики". 

Имя Понтия Пилата, римского правителя (прокуратора) Иудеи, упомянуто в символе веры, чтобы указать точное время, когда Иисус Христос принял смерть, ибо Его смерть является историческим событием; а также, чтобы напомнить нам о невинности Христа, установленной Пилатом, который засвидетельствовал пред всеми, говоря: "Я при вас исследовал и не нашел Человека Сего виновным ни в чем..." - Лк. 23, 14; - и чтобы отразить вид смерти Иисуса Христа через распятие. 

В синедрионе Иисусу Христу было предъявлено обвинение в богохульстве. Наказанием за это по иудейскому закону было побиение камнями, но в то время иудеи не имели власти осуждать кого-либо на смерть. Поэтому они обвиняли Иисуса Христа перед Пилатом с мятежной настойчивостью: "Они кричали: распни, распни Его! Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу. Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников" - Л к. 23, 21 - 23.

"Пилат... умыл руки свои перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего... Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса бив предал на распятие" - Мф. 27, 24 - 26. 

Распятие - самая позорная, самая мучительная и самая ужасная казнь, которой подвергались только восставшие рабы и разбойники-убийцы. 

Но крест Христа стал Его славой и символом христианства. 

Исполнились слова Спасителя: "Как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесено быть Сыну Человеческому" - Ин. 3, 14. Он принял на Себя проклятие за неисполнение нами закона - Вт. 27, 26, как и написано: "проклят всяк, висящий на древе" - Гал. 3, 13. 

Крест - это жертвенник спасения и искупления. 

"Христос грехи наши Сам вознес на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды..." - 1 Пет. 2, 24. Крест - это место нашего сораспятия и спасения. Мы должны проникнуться этой мыслью вместе с апостолом Павлом, который свидетельствовал: "Я сораспялся Христу... - Гал. 2, 19; "Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа" - Гал. 6, 14. 

Удовлетворение правосудия Божия через добровольную смерть Сына Его на кресте - основа нашего спасения. И апостол Павел, сознавая это, писал: "Христос послал меня... благовествовать не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых - сила Божия" - 1 Кор. 1, 17 - 18. 

Смерть Иисуса Христа была реальным событием. - Ин. 19, 20. Смерть Спасителя была предметом исследования пророков - 1 Пет, 1, 10 - 11; темой беседы Господа с Моисеем и Илией на горе Преображения - Л к. 9, 30 - 31. Ей посвящены славословия спасенных на небесах - От. 5; 9, 12. 

Смерть Христа - центр благовестия. Апостол Павел многократно утверждал это: "Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа и притом распятого" - 1 Кор. 2, 2. "Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете" - 1 Кор. 11, 26. "Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам... что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был..." - 1 Кор. 15, 1 - 4. 

Страдания, кровь и смерть Иисуса Христа - вот цена нашего искупления. В страданиях, смерти и погребении Господа исполнились древние пророчества: 

- о страданиях: "Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши" - Ис. 53, 5; "воззрят на Него, Которого пронзили" - Зах. 12, 10; "...пронзили руки Мои и ноги Мои" - Пс. 21, 17; "и дали Мне в пищу желчь, и в жажде Моей напоили Меня уксусом" - Пс. 68, 22; "смотрят и делают из Меня зрелище; делят ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросают жребий" - Пс. 21, 18 - 19; "кость Его да не сокрушится" - Исх. 12, 46; Ин. 19, 37. 

- О смерти: "Предал душу Свою на смерть" - Ис. 53, 12; "Он отторгнут от земли - живых; за преступления народа Моего претерпел казнь" - Ис. 53, 8; "По истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос" - Дан. 9, 26. 

- О погребении: "Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого" - Ис. 53, 9. 

Прообразами распятия Христа в Ветхом Завете служили пасхальный агнец, медный змей и многочисленные жертвы. 

Пятый член Апостольского символа веры: "Который сошел в ад, воскрес в третий день из мертвых" 

Тело Иисуса Христа лежало в гробу, а духом Он нисходил в ад - место, противостоящее небу, место пребывания диавола - Мф. 25, 41; От. 20, 10 и умерших нечестивых людей - Пс. 9, 18. 

В Священном Писании освещено будущее умерших. Но на страницах Библии оставлено также учение о воскресении мертвых - Иов. 19, 25 - 26; Ис. 25, 8; 26, 19; Ос. 13, 14; Пс. 48, 16; 15, 10; 67, 21. "Спасутся из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книгу. И многие из спящих во прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление" - Дан. 12, 1 - 2. 

Новый Завет раскрывает нам картину вечности, насколько мы можем ее вместить. Будущее искупленных - блаженно, погибших - ужасно. 

Посещение преисподней Иисусом Христом подтверждается Священным Писанием. Прежде всего Сам Господь сказал об этом: "Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли" - Мф. 12, 40. Псалмопевец, предвосхищая воскресение, говорил: "Ты не оставишь души Моей в аде и не дашь Святому Твоему увидеть тление" - Пс. 15, 10 и Деян. 2, 27. 

Посещение места мучений Спасителем подтверждается и в послании апостола Петра: "Потому что и Христос ... быв умерщвлен во плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедовал некогда непокорным" - 1 Пет. 3, 18 - 20. Иисус Христос был там, где находился в мучениях богач - Лк. 16, 23. 

Какова же цель сошествия Иисуса Христа в царство мертвых, в ад? 

Спаситель сошел духом в царство мертвых во свидетельство того, что Он вкусил смерть во всей полноте и для того, чтобы "смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола" - Евр. 2, 14. 

Искупитель сошел в ад, чтобы провозгласить радостную весть искупления царству мертвых, как и сказано: "Восшед на высоту пленил плен и дал дары человекам". А "восшел", что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес" - Еф. 4, 8 - 10. 

На Пасху весь христианский мир поет: "Христос воскрес из мертвых, смертию смерть попрал и сущим во гробах Он жизнь даровал". 

В третий день Христос воскрес из мертвых. Тело Его было в гробу часть пятницы, субботу и часть воскресенья (первый день недели). Иудеи имели обычай считать часть дня за целый день. 

Христос Воскрес! Воистину Воскрес! Об этом говорится в Новом Завете более ста раз. Это величайшая победа Иисуса Христа, Его слава и торжество. "Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели", - возвещал апостол Петр в день Пятидесятницы - Деян. 2; 24, 29 - 32. 

Апостол Павел "благовествовал... Иисуса и воскресение" - Деян. 17, 18; и его послания всесторонне утверждают это - 1 Кор. 15 гл.; 2. Тим. 2, 8; Фил. 3, 10; Рим. 1, 4; 4, 25; 7, 4; 1 Фес. 4, 14; 2 Кор. 4, 14. 

Вера в воскресшего Иисуса Христа спасительна: "Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься" - Рим. 10, 9. 

На страницах Священного Писания запечатлены многие доказательства воскресения Иисуса Христа - неоднократные явления ученикам и последователям Христа - 1 Кор. 15, 4 - 8; свидетельства ангелов - Лк. 24, 4 - 6; и апостолов - Деян. 4, 33, а также и недругов Христа - Мф. 28, 11. 

Воскресение Христа - залог нашего воскресения: "Но как Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть через человека, так через человека и воскресение из мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: Первенец Христос, затем Христовы" - 1 Кор. 15, 20. 

Шестой член Апостольского символа веры: "Он вознесся на небеса, где сидит одесную Бога, всемогущего Отца" 

Церковь отмечает Вознесение Господа спустя сорок дней после Пасхи. 

Наш Господь вознесся на небо на виду у Своих апостолов. Нужны были свидетели Его вознесения на небо, чтобы всем рассказать об этом событии - Деян. 1, 9 - 11. Господь предсказал не только Свою смерть и воскресение, но также вознесение и прославление - Ин. 6, 6; 17, 1. Вознесение Христа и возвеличивание Его имени явились логическим завершением дела, ради которого Он приходил на землю. 

Но Он ушел, чтобы Дух Святой смог прийти для созидания Вселенской Церкви, как Он и сказал об этом: "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя" - Ин. 14, 16; "Если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам" - Ин. 16, 7. 

Находясь на небесах, Он является нашим Первосвященником и Ходатаем перед Отцом Небесным. Он предстает "ныне за нас пред лицо Божие" - Евр. 9, 24 "Если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса, Праведника" - 1 Ин. 2, 1, Который "может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них" - Евр. 7, 25. 

Иисус Христос сидит одесную Бога Отца. Это выражение Священного Писания образно определяет Его единство с Отцом, Его величие и власть. 

"Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа всё словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную Бога (престола) величия на высоте" - Евр. 1, 3. 

Седьмой член Апостольского символа веры: "Откуда Он придет судить живых и мертвых" 

Такими словами выражено исповедание о втором пришествии Христа. Здесь в очень краткой форме утверждается, что Иисус Христос придет опять. "Приду опять и возьму вас к Себе" - Ин. 14, 3. "Христос... во второй раз явится" - Евр. 9, 28. 

Он придет с небес. "Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде: потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу..." - 1 Фес. 4, 16 - 17; "Ибо время начаться суду с дома Божия.." - 1 Пет. 4, 17; "Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал живя в теле, доброе или худое" - 2 Кор. 5, 10; "Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытывает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду; а у кого сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется" - 1 Кор. 3, 13 - 15. 

Блаженны искупленные Христом, которых Он возьмет на Свой брачный пир. 

Иисус Христос будет судить живых и мертвых. "Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа... воскресив Его из мертвых" - Деян. 17, 30 - 31; "Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых, ... Который будет судить живых и мертвых в явление Его и царствие Его" - 

2 Тим. 4, 1. "Придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения" - 1 Кор. 4, 5; "За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда" - Мф. 12, 36; "Судим был каждый по делам своим" - От. 20, 13. 

Восьмой член Апостольского символа веры: "Верую в Святого Духа" 

Дух Святой - третье Лицо Святой Троицы. Дух Святой - Бог. Он един по сущности Своей с Богом Отцем и Сыном, но в проявлении отличается. 

Дух Святой в Священном Писании имеет следующие наименования: "Дух Божий" - 1 Кор. 3, 16; 2 Кор. 3, 3; 2, 10; "Дух Господень" - Ис. 11, 2; "Дух Господа Бога" - Ис. 61, 1, "Дух Сына Его" - Гал. 4, 6; "Дух Христов" - Рим. 8, 9; "Дух Иисуса Христа" - Флп. 1, 19. 

Божественная Сущность Духа Святого выражается Его совершенствами (атрибутами); 

- вездесущностью: "Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там..." - Пс. 138, 7; 

- всемогуществом: "Дух Божий создал меня" - Иов. 33, 4; "Пошлешь дух Твой - созидаются, и Ты обновляешь лицо земли" - Пс. 103, 30; 

- всеведением: "Дух Божий все проницает и глубины Божий... Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божьего" - 1 Кор. 2, 10 - И; 

- творением вселенной: "Дух Божий носился над водою" - Быт. 1, 2; "Словом Господа сотворены небеса и духом уст Его - все воинство их" - Пс. 32, 6; 

Дух Святой животворит - Ин. 6, 63; любит - Рим. 15, 30; дарует блага - Неем. 9, 20. 

В ветхозаветное время Дух Святой сходил на избранных для совершения особого служения - Исх. 31, 3 - 5; Числ. 11, 20; Суд. 3, 9 - 10; Иез. 2, 2; 1 Цар. 10, 10; 2 Цар. 23, 2; 2 Пар. 15, 1. 

Дух Святой вдохновлял людей на написание Слова Божия: "Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым" - 2 Пет. 1, 21. 

Дух Святой неразрывно действовал в воплощении, явлении и миссии Сына Божия, как и засвидетельствовал об этом Спаситель: "Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать..." - Лк. 4, 18 "Я Духом Божиим изгоняю бесов" - Мф. 12, 28. Об этом же писали апостолы: "Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых 

Иисуса, живет в вас, то воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим" - Рим. 8, 11. "Он вознесся, дав Святым Духом повеления апостолам" - Деян. 1,2. 

Учение Иисуса Христа о Духе Святом величественно. Он говорит: 

- о Своем помазании Духом Святым - Лк. 4, 18; Ис. 61, 1; 

- о необходимости возрождения человека от Святого Духа - Ин. 3, 3 - 6; 

- о тайне преизбыточной жизни - Ин. 4, 13 - 14; 7, 37 - 39; 

- о сошествии Духа Святого - Ин. 14, 15 и 16 главы. 

Церковь Божия неразрывно соединена с Духом Святым со дня Его сошествия. Рождение и созидание церквей - это труд Святого Духа. 

Книга Деяния Апостолов - это повествование о действиях Святого Духа в Церкви. Дух Святой действует в собраниях - 4, 31; в служителях - 4, 8; 5, 32; 7, 55; обращая людей к Богу - Ин. 8, 28; 20, 28. 

Обращение к церквам в Откровении заканчивается напоминанием: "Да слышит, что Дух говорит церквам" - От. 2: 7, 29. 

Дух Святой действует среди людей, обличая - Ин. 16, 8 - 9, свидетельствуя о Христе - Ин. 15, 26; возрождая - Тит. 3, 5. 

Дух Святой живет и действует в верующем человеке, соединяя его со Христом и Церковью - 1 Кор. 12, 13. 

Он свидетельствует об усыновлении во Христе - Рим. 8, 16; Ин. 15. 26; открывает истины и глубины Божий - Ин. 16, 13; 1 Кор. 2, 10; дарует силу свидетельства - Деян. 1, 8; 1 Фес. 1, 5; наделяет дарами - 1 Кор. 12, 1 - 10, делает плодоносным - Еф. 5, 9; Гал. 5, 22 - 23. 

Дух Святой пребывает одновременно на небе - Рим. 8, 26; и в сердцах искупленных - Гал. 4, 6; 1 Кор. 3, 16; Рим. 8, 9. 

Вот некоторые из многих даров Святого Духа: "Дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия" - Ис. 11, 23. 

Девятый член Апостольского символа веры: "Верую в единую, святую, христианскую Церковь и в общение святых" 

Это исповедание естественно вытекает из предыдущего, ибо Дух Святой созидает Церковь и действует в ней. 

Церковь - это единение спасенных, искупленных, возрожденных. 

"Христос как Сын в доме Его; дом же Его мы" - Евр. 3, 6. "Как должно поступать в доме Божием, Который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины" - 1 Тим. 3, 15. Христос "есть глава тела Церкви" - Кол. 1, 18. 

Невидимая вселенская Церковь объединяет христиан, которые на небе, у Господа, а также тех, которые живут на земле. 

Христиане на земле объединяются в поместные церкви - Деян. 15,41; Рим. 16, 4; 2 Кр. 8, 1. 

Прообразно Церковь - это тело Христово - 1 Кор. 12, 12 - 26; святой храм, дом Божий - Еф. 2, 20 - 22; паства Христова - Ин. 10, 7 - 30; невеста Христова - Мф. 25, 10; От. 19, 7 - 9. 

Церковь имеет духовное единство. Это единство осуществляется посредством крещения Святым Духом в единое тело Христово, вхождения в Царство любви - 1 Кор. 12, 13 Ин. 13, 35; 17, 21. "Одно тело и один дух, как и вы призваны к одной надежде вашего звания; Один Господь, одна вера, одно крещение, Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех и во всех нас" - Еф. 4, 4 - 6. 

Церковь свята, но не потому, что каждый ее член уже свят, а потому, что ее Основатель Иисус Христос - свят и праведен. Он освящает Собой Церковь. 

Общение святых - это одно из великих благословений, содержащихся в символе веры, наряду с прощением грехов, воскресением из мертвых и вечной жизнью. 

Святые - это люди, отделившиеся от греха и отдавшие свои сердца Христу. 

Общение святых происходит, углубляется и расширяется на собраниях во имя Иисуса Христа, в совместных молитвах, в исследовании Слова Божия, а также в достойном участии в хлебопреломлении - Деян. 2, 42 - 47; Мф. 18, 20; 1 Кор. 10, 16 - 17. 

Десятый член Апостольского символа веры: "Верую в прощение грехов" 

Прощение грехов - второе, отмеченное в символе веры, благословение. 

Грех - это восстание против Бога - Ис. 14, 12 - 15; 63, 10; Иез. 28, 14 - 17; Лк. 19, 14; преступление границы между добром и злом - Ис. 34, 7; Мф. 15, 3; Рим. 5, 15 - 20; беззаконие - нарушение заповедей, воли Божией - 1 Цар. 24, 14 Пс. 105, 6; 1 Ин. 3, 4; 2 Пет. 2, 13 - 16; Мф. 7, 23; противление Богу. "Всякий делающий грех, делает и беззаконие, и грех есть беззаконие... Всякая неправда есть грех" - 1 Ин. 3, 4; 5, 17. 

Библия утверждает, что люди находятся "все под грехом" и что никто не "родится чистым от нечистого" - Иов. 14, 4. "Нет человека, который не грешил бы" - 1 Цар. 8, 46. 

Богом определено наказание за грех. "Душа согрешающая, она умрет" - Иез. 18; 4, 20. 

Но Бог дарует прощение грехов через веру в Иисуса Христа "Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе Господе нашем" - Рим. 6, 23. 

Прощение грехов во Христе по сути есть избавление от грехов. "Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды" - 1 Пет. 2, 24; Христос "явился для уничтожения греха жертвою Своею"; - Евр. 9, 26. Вместе с прощением человек получает оправдание и вечную жизнь. 

Только Христос имеет власть прощать грехи. "Видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои" - Мф. 9, 2; "Всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его" - Деян. 10, 43; 

Для прощения грехов необходимо покаяние и живая вера: - "Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши" - Деян. 3, 19. 

Одиннадцатый член Апостольского символа веры: "Верую в воскресение тела" 

В участии в первом воскресении, воскресении святых заключается третье особое благословение спасенных, почивших до второго пришествия Христа. Слово Божие говорит о двух воскресениях. Между первым и вторым воскресением будет время судов и тысячелетнего царства Христа - От. 20, 5 - 15. 

О первом воскресении говорится: "Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом" - От. 20, 6. Порядок воскресения указывается в 1 Кор. 15, 22 - 24: "Во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу". 

Второму воскресению Священное Писание уделяет меньше внимания. Это воскресение грешников для суда пред великим белым Престолом - От. 20, 11 - 15. 

Тело воскресшего чада Божия будет подобно телу Воскресшего Христа. "Уничиженное тело наше преобразится так, что оно будет сообразно славному телу Его" - Флп. 3, 21. "Еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему" - 1. Ин. 3, 2. 

Это будет тело духовное. "Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело духовное" - 1 Кор. 15, 35 - 44. 

Двенадцатый член Апостольского символа веры "Верую в жизнь вечную" 

Упование на жизнь вечную - четвертое великое благословение спасенных, записанное в символе веры. Принявшие участие в воскресении первом и в восхищении Церкви имеют жизнь вечную, остальные - вечную смерть. На основании Священного Писания все люди будут существовать вечно. Грешники не прекратят своего существования, но будут разлучены на веки вечные с Богом, получив удел вечных мучений - это и есть вечная смерть - От. 20, 14; Рим. 6, 23; Иол. 1, 15; Мр. 9, 43 - 48. 

Вечная жизнь с Богом, хотя в основном относится к будущему блаженству на небесах, но благословенно уже начинается здесь, на земле. Вечная жизнь даруется через веру в Иисуса Христа. Вера же от слышания Слова Божия. "Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь" - Ин. 5, 24. Спасение, возрождение, прощение грехов, оправдание и получение вечной жизни невозможно разделить. 

Нужно заметить, что хотя вечная жизнь дается спасенному человеку навсегда, все же она может быть потеряна через грехопадение, отступление и самоубийство - Иез. 18,24; Мф. 18, 15 - 17; 2 Пет. 2,20 - 22; 2 Кор. 11, 3. 

Последняя книга Библии - Откровение Иоанна - рисует нам картины нового неба и новой земли, но не дает полного описания будущего. Нам не дано знать всего. 

Священное Писание говорит: "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" - 1 Кор. 2, 9; Ис. 64, 4. 

Чтобы даровать нам эту блаженную вечность, Сын Божий приходил наземлю, пострадал и умер на кресте, совершив дело спасения - Флп. 3, 8 - 11; Мф. 28, 18 - 20. 

В вечности верующих ожидают: Божие наследие - Кол. 3, 23 - 24; 1 Пет. 1, 3 - 6; награды - От. 22, 12; 1 Кор. 3, 14; 9, 25 - 27; венцы правды - 2 Тим. 4, 8; венцы славы 1 Пет. 5, 2 - 4; венцы жизни - От. 2, 10; разные степени блаженства по мере преуспевания в жизни веры, любви, служения и добрых дел - 1 Кор. 15, 41 - 42. 

Итак, обозревая Апостольский символ веры, мы увидели его тесную связь со Священным Писанием, утверждающем веру в Бога Отца, в Иисуса Христа, Сына Божия и в Святого Духа. 

В центре спасительной веры стал Единородный Сын Божий Иисус Христос, Спаситель от грехов наших. 

Все части символа веры тесно связаны и переплетены между собой, в них ощущается внутреннее единство. 

В Апостольском символе веры мы имеем величайшие темы для размышления и возвещения божественных истин. 

В. А. Мицкевич

Из журнала "Братский Вестник" (№5 1985)