• VTEM Image Show

“Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного” (Матф.5:16).

vtem news box

История символа веры 

В июле 1905 года в Лондоне состоялся первый всемирный конгресс баптистов. Для участия в конгрессе приехали представители из 23 стран мира. Собрались с…
vtem news box

Обзор символа веры 

Апостольский символ веры состоит из 12 членов, которые можно разделить на три основные группы.  I. О Боге Отце - первый член.  II. О Б…
vtem news box

Писание и символ веры 

Милосердный Господь даровал людям Священное Писание - Слово Божие, особое Божие откровение человеку. "Все Писание богодухновенно и полезно для научени…

21 51118В июле 1905 года в Лондоне состоялся первый всемирный конгресс баптистов. Для участия в конгрессе приехали представители из 23 стран мира. Собрались служители церквей Европы, Южной и Северной Америки, обширной Британской империи, Индии, Японии, Австралии и Новой Зеландии. В работе конгресса приняли участие делегаты из нашей страны. Это братья В. Г. Павлов, Д. И. Мазаев, В. В. Иванов и другие. Во всем мире сразу же возрос интерес к баптистам и их вере. В религиозной и светской прессе появились разные сообщения и среди них некоторые небылицы о баптистах.

Для свидетельства миру о своей вере, для выражения духовного единства всех баптистов мира первым торжественным актом на конгрессе было совместное чтение Апостольского символа веры.

Открывая конгресс, президент пастор Александр Макларен сказал, что организаторы Всемирного конгресса баптистов после молитвенного обсуждения единодушно решили предложить всему конгрессу следующее: "Для засвидетельствования непрерывности Церкви Христовой на земле и для определения места баптистов в ней, и для выражения веры баптистов и разъяснения недоразумений в отношениях с другими вероисповеданиями, необходимо перед всем миром заявить, что баптисты глубоко веруют и поддерживают все то, что выражено в Апостольском символе веры". Весь конгресс выразил единодушное согласие с этим.

Все собравшиеся встали и торжественно повторяли за президентом на многих языках Апостольский символ веры. "Это был особо волнующий, объединяющий всех момент первого конгресса", - свидетельствовали впоследствии его участники.

В период, когда наше братство приняло новое вероучение, уместно рассмотреть развитие изложения веры христианской Церкви с первых веков ее существования. Мы не можем отрываться от первоапостольской Церкви, от истоков христианства. Именно тогда появились в поместных церквах крещальные исповедания веры. На Западе эти краткие изложения веры называли крещальными вероисповеданиями, кредо, символами веры. В восточных церквах - правилами веры, вероисповеданиями, вероучениями, крещальными свидетельствами, символами веры. Позже стали употреблять название символ веры. В Церкви наиболее известен Апостольский символ веры, а также позднейший вариант его развития и расширения - Никео-Цареградский символ веры, который был принят на первых Вселенских соборах: на Первом - в Никее в 325 году и на Втором - в Константинополе (Царьграде) в 381 году.

Символом веры называется краткое систематизированное изложение основных вероучительных истин Священного Писания, без доказательств и объяснений. Именно символы веры относились прежде всего к научению и крещению, суммируя обширное спасительное учение Христа в краткой формуле веры в Триединого Бога Отца, Сына и Святого Духа.

В крещении во имя Отца, Сына и Духа Святого мы торжественно провозглашаем наше принятие откровения Священного Писания о Боге Отце, Сыне и Духе Святом; наше вступление в святой завет с Ним. Этот завет состоит в том, что мы даем обещание доброй совести и предоставляем Богу наше сердце.

Во многих церквах древнего мира возрожденный, наученный основам христианской веры человек должен был перед крещением предстать перед многими свидетелями, чтобы исповедовать свою веру и ответить на определенные вопросы. Эта практика имела основой слова апостола Павла, сказанные Тимофею: "Ты и призван, и исповедал доброе исповедание пред многими свидетелями" - 1 Тим. 6, 12.

Также апостол Петр в своем Первом послании, говоря о крещении, призывал: "Будьте всегда готовы всякому требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением... крещение - обещание Богу доброй совести" - 1 Пет. 3: 15, 21.

Ранние церковные писатели отмечали, что правила, или поучения веры, то есть символы веры, были распространенными среди всех церквей. В христианской литературе II - III веков известны краткие символы веры поместных церквей: Иерусалимской, Римской, Кесарии-Палестинской, Антиохийской, Кипрской, Александрийской и Малоазиатских. Эти символы веры едины по духу и содержанию и отличаются только некоторыми выражениями, соответствующими особенностям и переживаниям данной поместной церкви.

Евсевий и Тертуллиан писали об апостольском происхождении этих символов, то есть связывали их со Священным Писанием, учением Иисуса Христа и апостолами.

Церковный писатель IV века пресвитер С. Руфин восторженно описывал Апостольский символ веры как образец краткого здравого учения, как руководство в вере и как залог сохранения Церкви от лжеучений - 2 Тим. 1, 13; 1 Кор. 11, 18 - 19; Деян. 15, 2; 24. С. Руфин и некоторые другие богословы считали, что Апостольский символ веры имеет происхождение непосредственно от апостолов, которые приняли его перед отправлением на проповедь в разные страны.

Некоторые богословы считают, что этот символ веры в более короткой форме являлся в средине II века крещальным вероисповеданием в Римской церкви, а настоящей формы он достиг в V - VI веках.

Апостольский символ веры более известен и остается крещальным вероисповеданием в большинстве западных церквей. В восточных церквах, вследствие необходимости противостать распространению самых различных лжеучений, поместным соборам приходилось постепенно расширять ту или иную часть вероучения.

В первые века христианства при малом распространении книг Священного Писания и вследствие появления апокрифов, а также ввиду отсутствия принятого канона Нового Завета, появилось много лжеучений. Некоторые из них были иудейского происхождения, но большинство - языческого. Появление лжеучений вело к необходимости защиты истины от искажений, к раскрытию основ христианского учения.

Во II веке получили распространение всевозможные ереси. Против них писали послания апостолы и их ученики; принимали решения церкви и поместные соборы служителей, а позже принимались вселенскими соборами символы веры с выделением и расширением отстаиваемых вероучительных истин (например, о божественности Иисуса Христа и Духа Святого, и другие). На соборах выносились анафемы тем, кто создавал, поддерживал и распространял лжеучения. Большинство восточных церквей признало своим вероучением Никео-Цареградский символ веры. Апостольский символ веры, как уже было сказано выше, получил большее распространение на Западе.

М. Лютер называл Апостольский символ веры самым превосходным из всех кратких вероисповеданий.

Анабаптисты также восприняли Апостольский символ веры. В. Губмайер написал разъяснение к нему под названием: "Двенадцать членов христианской веры".

Одним из первых гимнов старейшего сборника песнопений швейцарских братьев менонитов был Апостольский символ веры.

Исповедание веры, составленное менонитом Я. Авхи (ум. в 1559 г.), представляет собой по форме и сути расширенный Апостольский символ веры. Знаменитая книга менонитов - "Зеркало мучеников" - учит вере и исповеданию словами Апостольского символа.

В предисловии к вероучению христиан евангельской веры (1945 г.) полностью приводится Апостольский символ веры как "первое систематизированное вероучение".

Многие вероучения евангельских христиан-баптистов всего мира составлены в порядке изложения Апостольского символа веры.


В одном из первых номеров "Братского вестника" был напечатан Апостольский символ веры под заголовком: "Во что мы веруем".

Как уже было сказано, Апостольский символ веры был составлен прежде всего для новообращенных. Он включает в себя только самые основные спасительные вероисповедные истины Слова Божия. Очень многие важные истины Священного Писания не включены в символ веры. Вероисповедные истины были выражены кратко и поэтому получили развитие в позднейших, более обширных символах веры и вероучениях.